Главная » Файлы » Наши файлы

Учебн план 2014-2015 уч.год
[ Скачать с сервера (27.7 Kb) ] 30 Марта 2015, 01:08

                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану государственного казенного образовательного учреждения «Республиканская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» на 2014 – 2015 учебный год.

 

  I. Общие положения.

  1. Нормативно – правовая основа формирования учебного плана.

 

Учебный план государственного казенного образовательного учреждения «Республиканская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» на  2014 – 2015 учебный год сформирован  на основе следующих нормативно – правовых документов: 

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012.
  • Приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 г. № 03 – 417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального  базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ МО РФ от 10 ноября 2011 г. № 2643 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и  среднего (полного) общего образования , утвержденный приказом МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Приказ МО РФ от 05.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08. 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального  базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 03.06.2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312;
  • Федеральный закон   от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации  в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.10. г. № 1897, от 17.05.2012 № 241 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 г. № 74   «О внесении изменений  в федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы для образовательных учреждений, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
  • Устав государственного казенного  образовательного учреждения «Республиканская специальная общеобразовательная школа закрытого типа».

 

 

  • Общая характеристика учебного плана.

Учебный план характеризуется:

  • полнотой (сохранение обязательного базисного компонента содержания образования, учет региональных образовательных, социокультурных потребностей,  обеспечение развития личности);
  • целостностью (необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь);
  • сбалансированностью (рациональный баланс между федеральным компонентом и компонентом образовательного учреждения, между образовательными областями и отдельными предметами, между обязательными предметами и предметами по выбору);
  • преемственностью между ступенями и классами (годами обучения);
  • соответствием реальному времени (гибкость плана, наличие резервов, отсутствие перегрузки обучающихся);
  • обеспеченностью ресурсами (наличие соответствующей подготовки кадров, программно – методическое обеспечение).

                 Общая направленность учебного плана:

  • поддержка вариативности системы образования, модернизация содержания образования;
  • обеспечение равного доступа к полноценному образованию всем обучающимся в соответствии с их уровнем подготовки, индивидуальными способностями и потребностями;
  • обеспечение общего универсального образования, установленного образовательным государственным стандартом;
  • помощь в самоопределении и социальной адаптации обучающихся в современных социально – экономических условиях.

 

Цели и задачи учебного плана:

 

  • отработка компонента образовательного стандарта общего образования, определяющего содержание образования, организацию учебно – воспитательного процесса ОУ;
  • формирование у обучающихся системы специальных знаний, умений и навыков во всех образовательных областях;
  • организация работы с обучающимися, имеющими различную мотивацию к учебно – познавательной деятельности;
  • устранение перегрузки обучающихся за счет интеграции и формирования индивидуальной траектории обучения.

 

Принципы построения учебного плана:

 

  • гуманизация;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • интегративность учебных дисциплин.

 

 

II. Характеристика структуры учебного плана.

 

      Общая структура учебного плана школы соответствует структуре базисного учебного плана (учебные предметы, максимально допустимое количество часов при шестидневной учебной неделе) и отвечает статусу и концептуальной модели школы. Учебный план создает условия для обеспечения достижения обучающимися школы федерального компонента государственного образовательного стандарта за счет неизменного количества часов инвариативной части.

      Учебный план начальной школы и второй ступени обучения сохраняет структуру федерального плана, перечень предметов  и максимально допустимый объем учебной нагрузки при шестидневной учебной неделе.

     Учебный план состоит из двух частей: инвариативной и вариативной. Инвариативная часть включает в себя предметы федерального компонента, вариативная часть представлена предметами компонента  образовательного учреждения. Компоненты представлены в следующем соотношении:

  федеральный компонент – 70 % - 80 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

  компонент образовательного учреждения – 30 % - 20 %.

 

        В соответствии с Федеральным базисным планом учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний период освоения государственной образовательной программы начального общего образования. Продолжительность учебного года рассчитана в 1 классе на 33 учебные недели (5 дней в неделю), 2-4 классы на 34 учебные недели (6 дней в неделю). Для 5-9 классов учебный план ориентирован  на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года в 5-9 классах – 35 недель. Продолжительность урока для  1 классе– 35 минут, 2-9 классов – 45минут.

 

      Часы компонента образовательного учреждения используются:

 

  • для расширения содержания учебных предметов федерального компонента;
  • для введения новых учебных предметов и курсов по выбору.

 

Начальное общее образование.

Особенности учебного плана на 1 ступени обучения.

1-2 классы

  Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся;
  • приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
  • готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

 Часы вариативной части используются на усиление компонентов образовательных областей  инвариативной части учебного плана (русский язык, математика, чтение).

  Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

  «Информатика и информационно – коммуникационные  технологии (ИКТ)» направлены на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология».

      В соответствии с федеральным компонентом и  региональным учебным планом в обязательной части предусмотрено 3 часа физической культуры.

   Со 2 класса начинается изучение предмета «Иностранный язык» В начальной школе на его  изучение отводится 2 часа в неделю.

 

3-4 классы

   В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта.

   В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012г. № 74 в учебный план 4 класса  включен курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) по 1 часу в неделю.  Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций  к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

В учебный план школы включена внеурочная деятельность. Раздел вариативной  части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования   федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Организация занятий по направлениям раздела « Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличной от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, олимпиад, соревнований и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная школа.

Особенности образования на 2 ступени обучения.

 

  Учебный план второй ступени обучения предполагает достижение  качества базового образования за счет реализации инвариативной части всех образовательных областей в полном объеме.

  Вариативная часть направлена на усиление образовательных компонентов инвариативной части и реализацию компонента образовательного учреждения.

При разработке учебного плана для средней ступени обучения учитывались особенности контингента обучающихся:

  • наличие у воспитанников различных нарушений физического и психического здоровья, нарушение в развитии познавательной и эмоционально – волевой сферы (несформированность функций внимания, памяти, мышления, нарушение коммуникативной сферы, недостаточность или отсутствие мотивации к обучению);
  • отставание образовательного ценза вновь поступающих учеников от их возрастного ценза;
  • наличие серьезных пробелов в знаниях;
  • несформированность или недостаточная сформированность учебных и трудовых навыков;
  • наличие единых сроков пребывания и выпуска воспитанников

 

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, что обусловлено индивидуализацией и дифференциацией обучения и предпрофильной подготовкой обучающихся на завершающем этапе обучения в основной школе.

Основное общее образование предоставляет школьникам возможность получить знания, формируя основы научного мировоззрения в рамках дисциплин, изучаемых в общеобразовательной школе, а также обеспечивает:

  • целостное представление о мире на основе приобретенных знаний, умений и навыков, способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной,

коллективной), опыта познания и самопознания; формирование организационных, информационных, коммуникативных, общеучебных умений и навыков, которые обеспечивают возможность дальнейшего образования и трудовой деятельности; развитие специальных интеллектуальных способностей обучающихся как основы     для    их будущей профессиональной деятельности (литературоведческой, лингвистической, математической, эстетической, естественнонаучной); ориентирование обучающихся в мире профессий,  формировании их профессиональной направленности.

Образовательная область «Математика» (5 часов) включает математику (алгебра - 3 ч. (105),геометрию -2 ч. (70ч.) в 7-9 классах, соответствующее

базисному плану - 5 ч. Информатика и информационно-коммуникационные  технологии (ИКТ) изучаются в 8-9 классах. Цель данного предмета - обеспечение компьютерной грамотности обучающихся 8-9 классов, умение работать самостоятельно, использовать интерактивные средства обучения.

              Образовательная область «Филология» включает в себя русский язык, литературу, иностранные языки.

Образовательная область «Искусство» представлена: изобразительное искусство – 2 часа в неделю 5-7 классах, 1 час в 8-9 классах.

Образовательная область «Общественно-научные предметы» включает историю в 5-9 классах, обществознание, географию в соответствии с базисным учебным планом. Предмет «История» предполагает изучение курса Всеобщей истории (9 класс-35ч.) и продолжение изучения Истории России (9 класс-35ч.). Предметы образовательной области направлены на расширение знаний учащихся об исторических, социальных и политических процессах общества.

В образовательную область «Естествознание» в 6-9 классах включены предметы: биология, физика, химия.

Образовательная область «Технология» изучается в 5-9 классах. Количество часов, отводимых на изучение данных предметов, соответствует федеральному базисному учебному плану. Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в вариативную часть учебного плана для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

«Физическая культура» включает в себя элементы общеразвивающей и общеукрепляющей физической подготовки, элементы спортивной подготовки: 3 часа в инвариантной части учебного плана в 5 - 9 классах.

Преподавание предмета ОБЖ в объёме 1 часа в 8 классе в инвариантной части плана обеспечивает обучающимся получение начальных знаний об обороне государства и приобретение навыков в области гражданской обороны.

Национально-региональный компонент представлен предметом «Основы фермерского хозяйства» с целью социализации обучающихся, подготовки их к самостоятельной жизни.

Для активации умственной деятельности, развития логического мышления обучающихся введено факультативное занятие «Шахматы» по 2 часа в неделю.

Обязательная нагрузка учащихся по всем классам не превышает предельно допустимую. Число часов вариативной части учебного плана определено на 6-дневную учебную неделю.

Специфика учебного плана

 Учебные предметы «История», «Обществознание», «Иностранный язык» переданы в ГБОУ «РЦПМСС» для реализации образовательных программ с применением дистанционного обучения.

 

Основное общее образование предоставляет школьникам возможность получить знания, формируя основы научного мировоззрения в рамках дисциплин, изучаемых в общеобразовательной школе, а также обеспечивает:

  • целостное представление о мире на основе приобретенных знаний, умений и навыков, способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной, коллективной), опыта познания и самопознания; формирование организационных, информационных, коммуникативных, надпредметных умений и навыков, которые обеспечивают возможность дальнейшего образования и трудовой деятельности;
  • развитие специальных интеллектуальных способностей обучающихся как основы для их будущей профессиональной деятельности (литературоведческой, лингвистической, математической, эстетической, естественнонаучной).

Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования  составляет 35 недель.

III. Характеристика текущих условий реализации учебного плана

Учебный план на 2014 – 2015 учебный год разработан с учетом текущих условий:

- подготовленности учительского состава;

- программно – методического обеспечения образовательной деятельности;

- материально – технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебный план начального образования рассчитан на 4 – х летний нормативный  срок  освоения образовательных программ начального общего образования.

Учебный план для 5 – 9 классов ориентирован на 5 – летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.

Продолжительность урока – 45 минут.

Продолжительность учебного года в 5 – 8 классах – 35 учебные недели, в 9 классе – 34 недели.

Режим работы: шестидневная рабочая неделя.

IV. Промежуточная аттестация обучающихся. 

Промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом на момент окончания учебного года.

Промежуточная аттестация проводится во 2 – 9 классах.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года:

- в форме годовых контрольных работ по русскому языку и математике в начальных  классах;

- годовых контрольных работ или тестирования по изученным предметам и двух экзаменов: по русскому языку или математике и по одному из устных предметов.

Основные формы проведения промежуточной аттестации

К основным формам промежуточной аттестации на уровнях основного общего  образования относятся:

- Тестирование

- Письменная контрольная работа по математике и алгебре.

- Диктант с грамматическим заданием.

- Сдача экзамена по билетам.

- Проверка техники чтения.

 

Организация и проведение промежуточной аттестации в школе осуществляется в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».

 

Категория: Наши файлы | Добавил: admin
Просмотров: 663 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar